Презентация выставки Антона Корбайна в Москве.
Москва. 20 марта 2008 года. Московский Музей Современного Искусства.
После прохождения нехитрой процедуры аккредитации на мероприятие, мы входим в зал, где должна состояться
пресс-конференция Антона Корбайна, прежде чем он покажет журналистам свою выставку. Зал уже полон репортеров,
фотографов и операторов, но нам удается занять места, откуда все хорошо видно.
В зал сначала заходят организаторы выставки, представитель компании "Кино без границ", а так же Артемий Троицкий,
которые усаживаются за стол, чтобы начать пресс-конференцию без Антона, который где-то задерживается.
Представитель Голландской компании-организатора One Go
выразил надежду, что в Москве выставку посетит больше людей, нежели в Санкт-Петербурге, где на экспозицию пришло
23 тысячи человек.
Креативный директор арт-хаус линии "Кино без границ" Антон Мазуров вкратце рассказал собравшимся историю с привозом
Антона Корбайна, его выставки и его фильма в Россию. История началась еще несколько лет назад совершенно случайно.
"Кино без границ" выпускала в прокат фильм Такеши Китано и для промоушена им требовались фотографии режиссера.
Они разыскали Антона Корбайна, который провел фотосессию с Такеши и создал, пожалуй, самую впечатляющую серию
снимков именитого режиссера. На обложку одного из отечественных журналов попал снимок, где мистер Китано с сером
лицом в черном плаще сидит в гранитном кресле и весь его вид показывает, как будто он уже там мертвый сидит.
После этой истории и завязались контакты с Антоном Корбайном, которые и переросли в выставку в России и прокат
его режиссерской работы, фильма "Контроль". Попутно с этой картиной, "Кино без границ" выпускает еще один фильм
о Джой Дивижен с простым названием "Joy Division". Дебютная работа Антона выйдет в России на DVD уже в конце
июня 2008 года, через 3 месяца после начала проката картины. Паралелльно будет выпущена полнометражная лента
об Антоне Корбайне "Новый Голландский мастер". Первый документальный фильм о фотографе, в основу которой легла
его режиссерская деятельность, в частности над фильмом "Контроль".
Затем слово взял Артемий Троицкий (абсолютно непонятно зачем он вообще присутствовал на пресс-конференции и
какое отношение ко всему этому имеет). Артемий выразил удивление по поводу количества присутствующих в зале
журналистов, сравнил Антона с Дайаной Арбус
(Diane Arbus), покончившей с собой
фотографом 20 века, и высказал свое мнение, почему Антон Корбайн настолько популярен. Во-первых, потому что он
отличный фотограф. Антон выставляет своих "моделей" не в совсем свойственном для них свете, и пошутил, что увидев на
выставке таких "совершенно беспонтовых и попсовых" людей, как Джон Бон Джови, Бой Джордж, заметил, что даже эти, не
особо великие, персонажи выглядят на фото как-то очень значительно и страшновато, и уж намного интереснее, чем та
музыка, которую они делают. Второе - это то, что он хороший человек. Артемий рассказал, что видел, как работает
Антон. При том, что он такой высокий, фактурный и видный парень, должен, вроде бы, бросаться в глаза, но на самом
деле он так идеально себя ведет, что этого не происходит. Его не видно, его не слышно. Он, как профессиональный
фотограф, наблюдает жизнь, фиксирует ее, и поэтому ему удаются фантастические снимки. И третье - он оказался в
нужное время в нужном месте. Т.е. доля везения тут тоже есть. Он начал снимать в конце 70-х годов - это панк-рок,
новая волна, это и Лондон, и Манчестер, и Дублин, начало карьеры всех тех замечательных ребят, которых он снял.
И при этом он еще успел зафиксировать уходящую натуру - там есть фотографии Кэптена Бифхарта (Captain Beefheart),
Леонарда Коэна, еще каких-то людей предыдущего поколения. И это, конечно, некоторое везение. Страшно представить, если
бы Корбайн оказался в современном мире, он стал бы снимать каких-нибудь персонажей многочисленных "Фабрик звёзд"
и вынужден был бы таскаться за Бритни Спирз. Хотя Бритни Спирз - это, понятное дело, уже тоже персонаж и
практически клиентка Корбайна, учитывая все ее психиатрические дела. И тогда модели у него были бы не такими
блестящими и не такими фактурными.
После того, как выступающие дали некоторую вводную, в зал вошел Антон Корбайн, который был встречен бурными аплодисментами.
Высоченный голландец. Мало кто ожидал, что он будет такого роста (признаюсь, я и сам представлял его куда более низкого
роста). Он присел за стол и сразу предупредил собравшихся, что он все-таки больше фотограф, нежели мастер слова, и
высказал надежду на то, что предыдущие ораторы уже все за него рассказали.
Пресс-конференция началась. Что очень удивило и немного расстроило, так это то, что журналисты в основном задавали
свои вопросы не по его фотографической деятельности и выставке, на которую они, собственно, и пришли, а по его
дебютной киноработе, фильме "Контроль", презентация которого, кстати говоря, состоялась несколькими часами ранее
в одном из кинотеатров Москвы, а повторная была намечена на вечер того же дня.
Дабы не пересказывать своими словами, о чем была беседа на пресс-конференции, приведем вкратце несколько вопросов
и ответов.
Антон: я рад, что передо мной уже высказалось несколько человек, поэтому я могу быть кратким.
Я больше по визуальной части...
Вопрос: Насколько просто или сложно Вам было подбираться, подходить и завязывать контакты со знаменитыми
музыкантами и завоевать их доверие?
Антон: Изначально музыка и подтолкнула меня к занятию фотографией. Вполне логично, что я начал с
фотографирования именно музыкантов. Мне повезло работать со многими известными людьми, и из-за этого складывается
превратное впечатление о том, что же я на самом деле делаю. Я познакомился с некоторыми своими персонажами еще
в 70-х, и потом они стали знаменитыми, но изначально процесс общения был очень органичным. Когда я начинал, я
очень волновался, фотографируя местную команду Rocking Tigers, и, конечно же, мечтал тогда фотографировать
Rolling Stones. Со временем мои интересы расширились, и сейчас на выставке вы сможете увидеть много кинозвезд,
режиссеров, художников, потому что я следую своему сердцу, т.е. если кто-то мне интересен - я его фотографирую.
На счет того, как же я подбираюсь к артистам… я не думаю, что есть какие-то методики, просто я не привожу с
собой большую команду тех.поддержки, а прихожу один с небольшой камерой. Может быть это как-то расслабляет
людей и настраивает на нужный лад. Плюс к тому, я работаю очень быстро. Вероятно, это мое преимущество. Не стоит
усложнять фотографию - это довольно простой вид искусства. А эффект от фотографии иногда бывает очень длительным.
Даже дольше, чем эффект от полнометражного фильма. Но я, разумеется, не хочу отвадить вас от просмотра моей
картины (улыбнулся).
Вопрос: Насколько известно, на протяжении своего творческого пути Вы неоднократно экспериментировали
с различными фотографическими техниками, испытывали их возможности. С чем связаны эти эксперименты, эти
изменения в Вашем техническом арсенале?
Антон: Хм, я изменял свою технику, частично из-за того, что мне просто надоедало работать в одном и
том же русле. А частично, я хотел как-то отметить начало нового периода в моей деятельности. Еще, очень часто,
через свои ошибки ты находишь наилучшее решение. Поэтому мой подход не совсем концептуален, т.е. изначально
есть некоторая задумка, но потом она может меняться.
Вопрос: Вы в последнее время кроме замечательных опытов с фотографией, начали заниматься еще и кино.
Может, мы через какое-то время можем ожидать от Вас каких-то новых ипостасей, новых воплощений Вашего таланта?
Антон: Перво-наперво, я хочу сделать еще один фильм. Затем я хочу найти новое направление в моей
фотографии. То, что вы увидите на выставке - это уже завершенная часть моей жизни. Меня очень увлекает
архитектура, и когда-нибудь я хочу построить здание.
Вопрос: Почему Вы решили сделать цикл автопортретов, где выступили в роли разных известных личностей?
Антон: В какой-то момент мне немного наскучило то, что я делаю, и захотелось некоторого авантюризма в
фотографии. Эта серия автопортретов решила для меня несколько задач. Одна из них - отсутствие возможности
сфотографировать этих людей при жизни. Именно поэтому эти фотографии называются A.Marley, A.Lennon - некий Марли,
некий Леннон или Антон Марли, Антон Леннон. И потом, у меня был кризис среднего возраста, и я решил вернуться к
своим корням, и этот проект я делал в своей родной деревне в Голландии. Речь тут идет о неких страстях. У меня
была страсть к музыке, я вернулся в отчий дом, у моих родителей была страсть к жизни после смерти, мой отец был
священником в местной церкви. Таким образом, совместилась страсть к музыке с интересом к жизни после смерти, и
мне удалось закрыть тему, к тому же я продемонстрировал то, с чего я начинал - некие визуальные композиции,
те картинки, которые стояли у меня перед глазами в молодости. И я хочу добавить, что все те переодевания были
дико веселыми.
Вопрос: Говорят, звезды не любят сниматься. Как Вам удается уговорить их сделать фотосессию?
И правда ли, что в последнее время звезды стали несговорчивыми и строптивыми?
Антон: Честно говоря, я очень мало знаю о знаменитостях. То, что я делаю - это мое маленькое путешествие
по жизни, встречаю каких-то людей, в общем-то ничего особенного. Я к этому отношусь, как будто ничего
выдающегося не происходит. Может быть, поэтому мне позволяют приближаться к этим людям с фотоаппаратом в руках.
Вопрос: Кино для Вас - это реализованная мечта или это все-таки стечение обстоятельств?
Антон: Я много лет мечтал о том, чтобы снять кино. Я вообще заторможенный человек. Я занимался
фотографией, снимал клипы, делал какие-то вещи по дизайну. Но на все это уходило максимум несколько недель.
А для того, чтобы снять фильм, мне необходимо отказаться от всего и потратить на это несколько лет своей жизни.
Я много лет перечитывал сценарий, но я не был уверен в том, что являюсь тем человеком, который должен снять по
нему фильм, т.к. у меня нет кинематографического образования. Но потом я подумал, что все-таки может быть мне
стоит это сделать, т.к. это часть моей жизни, именно в середине 70-х я переехал в Англию и решил, что моя
личная вовлеченность в этот вопрос искупит недостаток технических знаний.
Вопрос: Что для Вас лично значит Joy Division?
Антон: Конечно же, для меня большое значение имеет Joy Division, поскольку из-за них я переехал из
Голландии в Англию. Это была моя любимая группа, и я их фотографировал. А когда умер Ян Кёртис, мои фотографии
как раз в то время стали уже известными, для меня это все очень связано. И через 8 лет после смерти Яна Кёртиса
я снял для них клип на трек Atmosphere и решил, что на этом моя связь с группой заканчивается, я сделал все,
что мог. Но теперь эта связь была возобновлена, чувства были заново разогреты и для меня это большая честь, что
я смог снять фильм, который возобновит интерес к Joy Division и вызовет интерес у гораздо более широкой аудитории.
Вопрос: А что Вам интересно в современном искусстве?
Антон: По больше части это живопись. На данный момент мой любимый художник - Питер Дойг (Peter Doig)
Вопрос: Эта выставка фотографий ретроспективная или на ней все-таки есть какие-то новые, еще нигде не
публиковавшиеся фотографии?
Антон: (по-русски) - нет! :)
Вопрос: Одни из Ваших работ были непосредственно с Томом Уэйтсом. Та атмосфера, которую Вы передали,
она очень характерна для него самого, но, тем не менее, это и Ваша атмосфера. Что было главенствующим, его
харизма или Ваше видение его?
Антон: Харизма Тома Уэйтса? (улыбается) На самом деле я сейчас делаю книгу о Томе. Я фотографирую его
уже 30 лет. Если вы заметите, у меня есть несколько сквозных персонажей, которых я фотографирую уже на
протяжении многих лет, это Ник Кейв, Том Уэйтс, Боно, Майкл Стайп… Их легко подкупить... я даю им пару долларов
и они позируют мне. Мне очень повезло, т.к. они не берут с меня много денег за то, что я их фотографирую (смеется).
Вопрос: Как Вы работаете над обложками к музыкальным дискам? В какой последовательности Вы это делаете?
Антон: На самом деле я не знаю. Работа в моем мозгу намного более хаотична, нежели это может показаться,
глядя на мои снимки. Иногда у меня есть идея, а иногда мне надо встретиться с музыкантом, и только после этого
эти идеи появляются.
Вопрос: Каким будет Ваш следующий фильм?
Антон: Это будет художественный фильм, цветной и у него не будет ничего общего с музыкой. Он будет потрясающим!
По окончании пресс-конференции Антон сделал небольшую экскурсию по своей выставке, показал некоторые фотографии
и немного рассказал о них. В процессе этой экскурсии журналисты имели возможность задать Антону несколько вопросов.
Антон постоянно отгонял оголтелых журналистов от фотографий, предупреждая, что их очень легко поцарапать.
Хочется рассказать немного подробностей о фотографиях Корбайна, а точнее, о целых сериях его фотографий, используя
непосредственно его собственные слова.
Коричневые снимки. "Это фотографии, которые я сделал в 90-е годы. Я назвал их "Lith prints". Я придумал этот термин,
потому что мой специалист по проявке был из Лита (Lith,
город в южной части Нидерландов). Они отпечатаны на черно-белой фотобумаге из Японии, и я не помню, как она называлась.
Фотографии сделаны в разных стилях композиции. Печально то, что такую бумагу больше не выпускают, поэтому у меня больше
не получатся такие снимки. Я всегда использую очень чувствительную пленку, по этой причине мои фотографии получаются
зернистые. Поэтому в каждой фотографии есть какое-то несовершенство."
Автопортреты из серии "A.Somebody" (Некий кто-то.). "Мной было сделано 21 черно-белых и 21 цветных автопортретов.
Все снимки сделаны мной, т.е. у меня в руке было приспособление к фотоаппарату, при помощи которого я делал снимки.
Макияж и прически мне делала моя сестра. На цветных фотографиях видны ландшафты Голландии. На фото, где я Леннон
даже видна церковь, в которой служил мой отец, а сам я стою в саду дома, где родился. Иногда это было весело, а
иногда и очень эмоционально, т.к. на некоторых кадрах я предстаю в облике своих друзей, которые уже к тому времени
умерли. Но самым большим преимуществом съемки было то, что мне не надо было ждать объект съемки. С собой я всегда
могу договориться. Все снимки сделаны в 2002 году в моей родной деревне Strijen."
Голубые снимки из серии "33 Still Lives". "Фотографии задумывались как снимки папарацци. Как будто это кадры из какого-то фильма, которого
не существует. На всех кадрах люди словно прячут глаза, они не смотрят в объектив. Была цель как бы показать
правду при помощи лжи. Я делал буквально 4-5 снимков, работал очень быстро, как настоящий папарацци. На всю
сессию уходила чуть ли ни минута. Уж не знаю, получилось ли у меня что-то… Все персонажи, которых я заснял были
рады поучаствовать в этом проекте фальшивых снимков папарацци. Я старался добиться такого цвета, как будто эти
фотографии провисели в каком-нибудь кинотеатре в Техасе или Аризоне пару лет и просто выцвели уже. На самом же
деле, это снималось на черно-белую пленку Polaroid, а потом печаталось на цветной бумаге. Была идея создать
правду из того, что изначально является ложью."
Как резюме. На выставке в Москве было представлено всего 100 фотографий (против 170 в Санкт-Петербурге). Уменьшение
экспозиции было обусловлено размерами помещений. Как сказал Антон "Все выставки разные и очень зависят от
площади помещения. В Москве мы отобрали 100 отпечатков, которые и предстоит увидеть посетителям выставки."
У Антона Корбайна есть огромное количество прекрасных и никому не известных работ, которые не засветились ни в
Интернете, ни в прессе, которые являются частью приватного портфолио музыкантов или актеров кино. Но почему-то на
выставки в Питер и Москву привезли не эти самые ценные работы, а вполне обычные работы Корбайна, которые все
уже где-либо видели. Так же, к минусам Московской выставки можно отнести и запредельные цены на альбомы фотографий
Антона Корбайна, которые продавались в фойе музея.
Выставка проходила с 20 марта по 4 мая 2008 года в Московском Музее Современного Искусства.
Константин Заводник
© www.depeche-mode.ru
Фотографии с пресс-конференции и экскурсии по выставке: Константин Заводник, Кирилл Смирнов, Григорий Хозов.
Остальные фотографии - Anton Corbijn.
|